Полезная информация

« Назад

Для чего необходимо аудирование на занятиях английским языком?  30.03.2016 12:33

Можно сколько угодно долго штудировать грамматику и заучивать слова английского языка, но без навыков аудирования вы вряд ли научитесь бегло и правильно разговаривать, а при встрече с иностранцем-носителем языка вы не разберете и половины слов его речи. Так что же такое аудирование и почему эти навыки и умения играют такую важную роль в изучении английского языка?

Что такое аудирование?

Аудирование — это способность, умение различать на слух и понимать, что говорят другие. Применительно к изучению языка – это умение понять английскую речь во время ее произношения. То есть за нескольких секунд, во время которых проговаривается фраза на английском языке, необходимо понять акцент говорящего, распознать употребленные им грамматические структуры и словарный запас, которым он владеет.

Научиться слышать можно только слушая, неспособных к восприятию речи людей не бывает

С чем связаны трудности при обучении «слушанию»?

Аудирование традиционно остается одним из самых трудных и наименее любимых у учащихся аспектов изучения английского языка. Научиться понимать иностранную речь зачастую оказывается сложнее, чем научиться разговаривать. При возникновении первых трудностей у многих учащихся пропадает внутренняя мотивация к изучению языка.

Чтобы решить эту проблему, нужно понимать, почему аудирование вызывает такие проблемы.

  • Речь спонтанна и мимолетна. В отличие от письменных текстов, учеников пугает сама мысль о том, что если они что-то не поняли с первого раза, у них не будет возможности перечитать еще раз и разобраться.
  • В потоке речи кажется невозможным расслышать паузы, «пробелы» между словами. Это не значит, что вы неспособны к обучению, это нормально, даже носители языка бывает испытывают сложности с тем, чтобы правильно выделять слова в потоке речи.
  • Наша речь интерактивна, то есть когда мы смотрим на собеседника, облегчить понимание смысла услышанного помогают жесты и мимика. Если что-то непонятно, всегда можно переспросить. А вот как быть с оповещением в аэропорту, с заданием на экзамене? В этих ситуациях невозможно контролировать поступающую информацию, и такое аудирование наиболее сложное.
  • Письменная речь структурирована и грамотна. Разговорная речь наоборот пестрит ошибками, оговорками, мысли часто сбиваются, перепрыгивают с одной на другую. Достаточно сложно следить за подобным потоком сознания.
  • Часто, в начале изучения английского языка, студенты пытаются услышать и понять каждое произнесенное слово и очень разочаровываются в себе, когда этого не происходит. Первое, что вы хорошо должны хорошо для себя понять — в реальной жизни совершенно не нужно понимать каждое слово, которое вы слышите. Мы слушаем только для того, чтобы получить необходимую информацию. Надо научиться вычленять ее в общем потоке речи и не обращать внимания на непонятные слова.

Как научиться слушать и слышать на английском языке

Давайте разберемся, как работать с аудированием, чтобы не пугаться native speakers, понимать, о чем поет неповторимая Бьорк и не бояться смотреть англоязычные фильмы на языке оригинала.

Нужно понять, что ни один даже самый прекрасный учебник или опытный преподаватель не заменят для вас практики. Научиться слышать можно только слушая.

Начинать лучше всего с несложных учебных материалов, адаптированных под разные уровни языка: диалогов к учебнику, чтения небольших текстов адаптированной литературы с аудиодиском, просмотра специализированных подкастов или даже простых комедийных сериалов.

Развивать навыки аудирования необходимо с прослушивания адаптированных учебных материалов и лишь потом переходить к аутентичным.

В этих учебных материалах все говорят по очереди, достаточно медленно, грамматически правильным языком, проговаривают полные предложения, на заднем фоне практически отсутствуют шумы. Начинать развивать свои навыки аудирования нужно именно с таких материалов, потому что аутентичные (неадаптированные) материалы на начальном уровне изучения английского языка могут отбить всякую охоту и мотивацию. Как правило, аудио-тексты в современных коммуникативных учебниках максимально приближены к реальным жизненным ситуациям.

Овладев учебными материалами, пора приступать к аудированию аутентичных аудиозаписей, именно они подготовят вас к восприятию реального языка, который можно услышать на улице, по телевизору или при живом общении с иностранцами.